Обзор трактора т 150

Т-150 — трактор, выпускаемый известным на весь мир харьковским тракторным заводом. Он был популярен в советское время и пользуется спросом сегодня, в том числе в странах Европы и Америки. Первый опытный образец был выпущен в свет в 1967 году. За прошедшие 50 лет трактор не раз модернизировался и до сих пор успешен и востребован в различных областях строительства и сельского хозяйства.

ХТЗ выпускает колесную и максимально совместимую с ним гусеничную модификацию трактора. Различаются они только механизмами поворота, ходовыми системами, частично коробками передач, рамами и системами управления. Большинство решений, реализованных в этой технике, являются оригинальными и прорывными для своего времени.

трактора т 150

Гусеничная модификация

Трактор т 150 гусеничного типа имеет двигатель, расположенный перед кабиной, благодаря чему центр тяжести трактора смещен вперед. Кабина т 150 оборудована специальным каркасом безопасности. Шасси трактора выполняет функции несущей рамы. Оно сделано из 2-х продольных лонжеронов, соединяющихся между собой.

Управление трактором т 150 достаточно простое, реализовано через рулевой механизм, что облегчает работу водителя. Кроме этого, водитель имеет возможность использовать разные скорости для левой и правой гусениц, в результате Т-150 может разворачиваться, оставаясь на одном месте.

Коробка передач в хтз т 150 гусеничного типа имеет несколько диапазонов скоростей для различных режимов работы — замедленного, рабочего, транспортного, а также режим заднего хода. Диапазоны переключаются только при полной остановке трактора. Переключать передачи (в диапазоне одного ряда) можно без выжимания сцепления, что означает непрерывность потока мощности в процессе работы.

Колесная модификация

Технические характеристики трактора т 150к во многом соответствуют характеристикам гусеничного варианта. Двигатель агрегата вынесен вперед. Кабина имеет специальную раму безопасности и в дополнение изолирована от вибрации, пыли и шума. Она расположена в зоне центра тяжести, и поэтому колебания в ней минимальны, благодаря чему водитель чувствует себя комфортно. Кроме этого, кабина оснащена кондиционером и имеет хороший панорамный обзор.

Коробка передач, по аналогии с Т-150, имеет несколько диапазонов, в каждом из которых по 4 передачи.

Каждая передача в рамках своего диапазона переключается без остановки трактора и прерывания потока мощности. Переключение между диапазонами производится при остановке. Задний и передний мосты Т-150К — ведущие, при этом задний — постоянно, а передний — отключаемый.

Диаметр диска колесного т 150 как передней пары, так и задней, одинаковый. На тракторе используются шины низкого давления размером 1440×510 мм с мощными грунтозацепами. Благодаря таким шинам т 150 имеет хорошую проходимость вне дорог с твердым покрытием.


Одна из уникальных особенностей для времени появления Т-150К заключается в том, что рама трактора состоит из 2-х разных частей, которые связаны между собой горизонтальным и вертикальным шарнирами. Эта особенность позволяет трактору поворачиваться относительно обеих частей в горизонтальной плоскости. При работе в поле и на строительных объектах, с прицепными тележками и другим оборудованием такая способность значительно увеличивает возможности маневрирования. Рулевое управление т 150к оборудовано специальным гидроусилителем, значительно облегчающим процесс управления этой тяжелой машиной.

Двигатель

Двигатель на т 150 в свое время был собран по специальному заказу. Им стал СМД-60 – 6-цилиндровый V-образный, оборудованный жидкостным охлаждением и турбонаддувом. Тяговая мощность была соответственно 150 л. с. и 165 л. с. Запуск производился пусковым бензиновым двигателем, который перед этим запускался электростартером. Выпуск двигателя смд трактора т 150 на сегодняшний день прекращен.

Сегодня как на гусеничный, так и на колесный варианты устанавливается безнаддувный 6-цилиндровый V-образный двигатель ЯМЗ-236Д3 с жидкостным охлаждением. Производится он в ОАО «Автодизель», имеет эксплуатационную мощность 180 л. с. Запуск двигателя электростартерный.

Система охлаждения двигателя состоит из водяного насоса, вентилятора, термостата, дистанционного термометра и радиатора, установленных на раме машины. Питание производится стандартным дизельным топливом, которое предоставляют обычные заправки. Заправочные емкости располагаются на задней части кабины трактора.

Работа двигателя обеспечивается посредством топливного насоса.

Топливный насос (тнвд) у т 150 является «рабочей лошадкой» простой 2-плунжерной системы, целью которой является создание повышенного давления дизеля в форсунке, в результате чего заметно снижается расход топлива, при этом мощность двигателя в целом возрастает. Данный механизм, как и турбина т 150, является одной из самых продаваемых запчастей для тяжелой техники ввиду повсеместного применения.

Сравнение модификаций

Трактор Т-150К, в отличие от своего гусеничного собрата, имеет возможность двигаться по дорогам и магистралям с твердым покрытием, благодаря тому что:

  • обладает колесным ходом;
  • его отрицательное воздействие на асфальт минимально;
  • габариты по ширине менее 2,5 м.

модификации трактора т 150

У Т-150К преимущество в скоростях, более высокая посадка и мягкий ход, что делает его использование удобным для оператора. Этот трактор универсален, широко применяется в разных сферах деятельности для работы на всех видах грунтов и при различных типах работ.

Гусеничный трактор Т-150 более тяговитый — его тяговое усилие больше на 20–30%.

Потребление топлива меньше примерно на 10%. Важным фактором является сниженное вредное воздействие на грунт: буксования — в 3 раза, удельного давления на грунт — в 2 раза. Этому трактору не страшны проколы, а значит, не придется менять шину или покрышку.

Дополнительное оборудование

Разнообразие применяемого навесного или прицепного оборудования вытекает из разнообразия работ с использованием тяжелой техники. Навесное оборудование монтируется непосредственно на раму либо на шасси. Прицепные механизмы имеют собственные шасси и приспособлены для соединения с трактором. Скоба прицепная для т 150 выступает универсальным прицепным устройством для оборудования и орудий разного типа. В некоторых случаях дополнительно может потребоваться подключение к механизмам гидравлических шлангов.

дополнительное оборудование для трактора т 150

Для привода прицепных механизмов и их функционирования используется отбор мощности двигателя трактора, при этом их работа может проводиться как с использованием тяговой силы, так и за счет передачи мощности через вал. Значительное распространение нашли прицепные механизмы в сельском хозяйстве, где используются прицепы, полуприцепы, сеялки, опрыскиватели, бороны и другие механизмы, приспособленные для работы с тракторами.

Существуют даже модификации т 150 с манипулятором, позволяющие использовать трактор на лесозаготовительных и прочих работах.

В качестве насоса для подкачки шин трактора или прицепного оборудования выступает компрессор т 150, являющийся частью тормозной системы этой тяжелой машины. С помощью компрессора можно очищать от пыли загрязненные участки или детали при дорожных или ремонтных работах.

Обслуживание трактора

Ремонт трактора т 150 с восстановлением его ресурса до 80% требует выполнения в необходимой последовательности трудоемкого комплекса разнообразных работ. В процессе капитального ремонта агрегаты и сборочные единицы комплектуют деталями, годными к эксплуатации без ремонта. Собранные агрегаты обкатывают и тестируют.


Принципиально процесс ремонта т 150к не отличается от ремонта гусеничной модификации. Основным требованием остается следование регламенту при ремонтно-восстановительных работах.

Заключение

На сегодняшний день стоимость нового т 150 с двигателем ямз 238 составляет порядка 4 миллионов рублей. Данная цена весьма конкурента в сравнении, например, с ценой тяжеловеса вт 150, или трактора 1502, или техникой иностранного производства — John Deere. При этом техника харьковского тракторного завода и ее возможности покрывают весь объем полевых и строительных работ!

В 2016–2017 году завод простаивал около 10 месяцев, и за это время были утрачены около 100% рынка сбыта. Стратегия предприятия на данное время ориентирована на восстановление высокого доверия к продукции и утраченных позиций как на внутреннем, так и на внешнем рынках. За первое полугодие 2017 года ХТЗ выполнил план по производству. Выпущено примерно 500 единиц техники — новые трактора т 150 приобрели своих владельцев.

Процессу сборки узлов и агрегатов на заводе уделено повышенное внимание. В результате и внешний вид трактора т 150к, и технические характеристики этой машины постоянно улучшаются. Кроме выпуска тракторов, на заводе видят необходимым изготовление оригинальных запчастей к т 150, учитывая, что за время вынужденного простоя появилось много низкокачественной продукции. Остается пожелать предприятию обретению нового успеха и заслуженного процветания!